СОН ОБ АНГЕЛАХ
Российский скульптор Сергей Мильченко представляет зрителю свои новые работы, объединённые единым названием: «Трудно быть ангелом».
Перефразируя название, можно сказать: трудно быть зрителем этого уникального Мастера!.. Потому что речь идёт об очень серьёзном искусстве, в котором, как в философском трактате, как в народных духовных стихах Григория Сковороды (первого самобытного философа России), всегда присутствует неожиданное открытие, острая, на грани публицистики, современная мысль о вечных ценностях, о жизни и смерти, о мире горнем и о мире падшем, в центре которого стоит человек, забывший о потерянном рае и тоскующий об этой потере…
К данному собранию работ подошло бы слово «умозрение». Так назывался труд профессора, князя Евгения Трубецкого «Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи». Трубецкой открывает свою работу знаменательными словами: «Вопрос о смысле жизни, быть может, никогда не ставился более резко, чем в настоящие дни обнажения мирового зла и бессмыслицы».
Обращение Сергея Мильченко к теме «Трудно быть ангелом» ставит важнейшие вопросы о смысле жизни в новой исторической реальности, являясь своего рода отражением сегодняшнего духовного, политического, метафизического неблагополучия, грозящего новой катастрофой общечеловеческого масштаба, поскольку ангелы не знают географических и национальных границ. Ибо художнику порою пророчески открываются мрачные страницы «Небесной книги бытия».
Св. Иоанн Златоуст учил: «Весь воздух наполнен ангелами». Ангелы сопровождают нас всю жизнь. Художник выбрал из этого сонма лишь нескольких. Необычность показанных историй в том, что ангелы Сергея Мильченко словно взяты из охранной Красной книги, находясь под угрозой исчезновения.В них как бы нет религиозного начала, они не вестники, а странные пришельцы, заблудившиеся райские дети. Но они не вызывают умиления. Тут довольно жёсткая и бескомпромиссная позиция.
Несмотря на то, что у каждого ангела в галерее С. Мильченко своя отдельная история, а все вместе они составляют единую драму, есть в этой драме некая тайна, ключ к которой можно найти, только пройдя до конца все сцены.
Подтверждение своим догадкам, переживаниям от увиденного каждый найдёт самостоятельно. Но эпиграфом к работам Сергея Мильченко могли бы стать слова о. Павла Флоренского о существовании двух форм реальности, видимой и невидимой, мира горнего и мира дольнего, обоих сотворённых Творцом: «…эти два мира - мир видимый и мир невидимый - соприкасаются. Однако их взаимное различие так велико, что не может не встать вопрос о границе их соприкосновения. Она их разделяет, но она же их и соединяет».
Замечательный скульптор Сергей Мильченко даёт нам уникальную возможность постоять на этой метафизической «границе соприкосновения».
Геннадий Красников,
поэт, литературный критик, эссеист,
доцент Литературного института им. А.М. Горького.
Январь, 2022